Предстоящий референдум о независимости Шотландии стал еще одним фактом, подтверждающим, что процесс формирования ЕС далек от завершения.
Комментирует политолог Артем Леонов:
– Безусловно, вдохновляют “внутриевропейских” сепаратистов и исторические примеры – распад СССР, Югославии, Чехословакии, а также существование большого количества миниатюрных стран – Люксембурга, Лихтенштейна, Сан-Марино, Монако, Андорры, Мальты. Только за последние 5 лет максимальной автономии добились Гренландия и Фареры (от Копенгагена), Каталония и Канары (от Мадрида), Азоры и Мадейра (от Лиссабона), Фландрия (от Брюсселя), Корсика (от Франции). И, наконец, Шотландия (от Лондона).
Что касается Шотландии – еще в прошлом году местные власти опубликовали “Белую книгу”, согласно которой Англия уже более 200 лет буквально эксплуатирует эту страну, ее ресурсы. Поэтому и было принято решение провести не позже 2011 года референдум о независимости, который, как ожидается, одобрит большинство шотландцев. По социологическим опросам, каждый пятый из них готов голосовать за независимость, а почти половина выступает за дальнейшее расширение региональной автономии. Стоит отметить, что экономические возможности для приобретения суверенитета у Шотландии весьма весомые. С 2007 года она имеет широкую автономию в составе Соединенного Королевства, самостоятельно решает вопросы в таких сферах, как юстиция, здравоохранение, образование, устанавливает символы на денежных купюрах, подписывает рыболовные соглашения с соседними станами и территориями. С 1999 года – после 160-летнего перерыва – возобновлена деятельность шотландского парламента.
У нынешней Шотландии уже есть свой фунт стерлингов, который имеет хождение вместе с британским, и де-факто принимается к оплате в других регионах Соединенного королевства, включая зарубежные британские острова-протектораты. Кроме того, шотландский регион – главная “база” британской нефтегазодобычи. Там же размещены и наиболее крупные в Великобритании рыбопромысловые мощности. Уже только эти факторы стимулируют их “самостийность”. Еще одним подстегивающим фактором становятся растущие с каждым днем противоречия между местным и британским бизнесами, особенно по вопросам распределения экспортных доходов Шотландии. Кроме того, шотландские власти и бизнес недовольны тем, что Лондон преодолевает экономический кризис в основном увольнениями и сокращениями производства.
По сути, преимущественно те же причины ведут к развитию сепаратизма и на остальных европейских территориях – Каталония, Фареры и др. Зато “приглушается” пропагандой дальнейшей централизации ЕС и его неизбежного, якобы, расширения на Восток центробежная тенденция, имеющая место в Восточной Европе (Моравия в Чехии, Трансильвания в Румынии, Добруджа в Болгарии).
Думается, такая тенденция больше всего выгодна США. Этой стране вряд ли импонируют укрепление монолитности Евросоюза и усиление его экономико-политического влияния в соседнем с США Карибском регионе, где многие страны уже тесно сотрудничают с Евросоюзом.