Совершив героический подвиг, мы проснулись в воскресенье в 8 утра. Написал и вздрогнул… Но пропустить Первый Московский Фестиваль Волынщиков мы ну никак не могли. Вняв тонкому намеку на официальном сайте о том, что стоит приезжать заблаговременно, ибо места ограничены, решили ехать к 10:30. Но чуда не произошло, и начало задержали на час. Да и народу к этому времени собралось не так уж и много, учитывая открытость площадки, как-то неуместно выглядело заявление организаторов об ограниченном количестве мест.
Но вот на сцену вышел Руслан Комляков, лидер группы Тиливан и подогрел внимание собравшихся.
После Руслана на сцену вышли танцоры школы шотландского танца Shady Glen и под аккомпанемент Анатолия Исаева зажигательно отплясали свою программу.
Затем Анатолий Исаев занял центр сцены и продемонстрировал поистине виртуозное владение инструментом.
И вот после Анатолия уже и приключилось официальное открытие. С левой стороны сцены под звуки флейт и прочих вышел Центральный военный оркестр министерства обороны РФ. Вышел и занял почти всю сцену, в достаточно плотной упаковке. Такой поворот событий меня немного смутил, поскольку мне еще не доводилось встречать этот коллектив, хотя и слышал о нем раньше Выглядело это примерно так:
Но не долго мы пребывали в легкой растерянности. С правой стороны сцены раздались знакомые звуки волынок, да так, что почти заглушив славный армейских оркестр. И на сцену вышел Оркестр Волынщиков Москвы. Теперь все стало на свои места, растерянность как рукой сняло.
После такого представления на сцену вышла группа официальных лиц и устроила затяжной спич, с представлением всех персон, расшаркиваниями, упоминанием спонсоров и рассказом о том, что впервые проводится такой фестиваль, который даже получился международным и т.д. и т.п бла-бла-бла…
На этом Первый московский международный фестиваль волынщиков был объявлен открытым и все дружно разбежались в разные стороны, то есть за кулисы. Но через пару минут к нам вернулся пайп-майор московского оркестра волынщиков, Артемий Воробьев, в новом обличии и новом амплуа.
Оказалось, что он и будет вести соревнования соло волынщиков. Артемий тоже рассказал о фестивале, о надеждах и планах и начал представлять конкурсантов, поочередно выдергивая их из за кулис. Пока вызываемый волынщик выходил на сцену, Артемий выдавал в зал краткую справку об участнике: где учился, каков стаж владения инструментом, небольшую справку об инструменте, а также упоминая регалии и заслуги перед отечественной (а местами и зарубежной) школой игры на волынке. Когда волынщик таки выходил на сцену и выдыхал, следовал каверзный контрольный вопрос в голову. Кто-то тушевался, кто-то достаточно бодро выдавал какой-нибудь экспромт в ответ. Судя по всему, эта часть мероприятия особо не ставилась и не репетировалась – вышло несколько сумбурно.
Потом была жеребьевка, для выяснения очередности выступлений. Для определения порядка использовались бочонки от старого доброго лото. Тут-то я и представлю вам конкурсантов, в том порядке, который подсказало лото.
И конкурс начался. Первым мастерство демонстрировал Женя Лапекин. Начал он с традиционных тюнов.
Но под конец сломался и выдал пару-тройку вещей из классики конца 20 века.
Чем задал достаточно бойкий, если не сказать агрессивный, тон всему конкурсу. Народ отреагировал по-разному: кто-то сидел в недоумении, кто-то выражал бурную радость криками и аплодисментами.
Далее следовало выступление Сергея Ковалева, который показал верность традициям и исполнил несколько классических тюнов.
Выступление Сергея прошло чинно, гладко и без неожиданностей.
Затем освободившуюся сцену занял Андрей Назаров. Он исполнил на гайте средневековую мелодию.
Что тут сказать. Мелодичную трель гайты никак не сравнить с напором большой шотландской волынки. Но уровень игры Андрея можно уверено назвать весьма высоким.
Затем Андрея сменил на сцене Денис Сухой. Он исполнил несколько белорусских мелодий на дуде – национальном белорусском инструменте.
Вот тут-то меня и поджидало приятное удивление. Нет, “мощность” у белорусской дуды не та, что у большой шотландской волынки. Но звук был удивительно контрастный, яркий и запоминающийся. Публика, немного задремавшая при нежных напевах гайты, сразу оживилась.
Следующим был Сергей Романенков, исполнивший на малой шотландской волынке несколько традиционных тюнов.
То ли Сергей перенервничал, то ли не сложилось, то ли публика подустала, но мне показалось что его выступление прошло как-то скомкано.
Закрывало конкурс выступление Гоши Николопулоса. Он, четко соблюдая традицию подобных конкурсов, выйдя на сцену стал подстраиваться. После чего показал свое умение во всей красе и себя почти со всех сторон.
И вот высокое жюри приступило к обсуждению и вынесению оценок.
Что тут сказать? Мне было удивительно сравнивать разные типы волынок. Как можно сравнить гайту с хайленд пайпом – и звучание инструментов и манеры игры и тюны – нет ничего общего. Смол пайпс, на котором играл Сергей Романенков так же демонстрировал несколько другую плоскость. И даже бодрость белорусской дуды никак не соотносится с произошедшим винегретом. А с другой стороны: для непосвященного человека весьма не просто сравнить трех человек, которые не первый день играют в одном коллективе (Женя Лапекин, Сергей Ковалев и Гоша Николопулос состоят в Оркестре волынщиков Москвы). Безусловно, все конкурсанты продемонстрировали отличный уровень владения своими инструментами. И, поскольку, я в жюри не состоял, просто получил огромное удовольствие от великолепно исполненной музыки.
Посовещавшись, высокое жюри вынесло вердикт.
Третье место присуждается Сергею Ковалеву! Ура!
Денис Сухой получает вторую премию фестиваля!
И первый приз достается Гоше Николопулосу!
А потом приступили к выбору кандидата на вручение приза зрительских симпатий. Выглядело сие предприятие немного странно и банально. Ведущий поочереди называл каждого из конкурсантов и публика аплодисментами и подобными действиями должна была волеизъявиться. Не возьмусь судить, на кого же собравшиеся отреагировали более активно, но приз в этой номинации достался Денису Сухому. А пускай бы и так, он действительно выглядел очень уверенно даже рядом с одетыми по всей форме волынщиками московского оркестра. Была несколько непонятна участь Сергея Романенкова и Андрея Назарова, как я уже говорил, их исполнение принципиально сравнивать было не с чем. Что же касается Жени Лапекина – видимо он не угадал с выбором композиций – любителей современной классики среди жюри, да и среди публики не оказалось, а может просто в формат не вписался.
На этом завершилась основная часть фестиваля. Народ потихоньку потянулся в разные стороны, на малой сцене начались мастер-классы по шотландским танцам.
Там же рассказывали про ирландскую волынку – улиан пайп.
Кому же мастер-классы новых впечатлений и опыта не сулили начали развлекать случайных прохожих.
… и мериться чантерами…
А в это время сцену готовили для выступления различных коллективов фолковой направленности…
Но это уже совсем другая история…
2 replies on “Первый московский фестиваль волынщиков: как это было”
Круто.
Приду домой, посмотрю ролики.
Ты пришил мне ноги, дядя Хэмиш 🙂
рад, что твоим ногам лучше 🙂