Британский кабинет министров в понедельник обсудит предложения о предоставлении правительству Шотландии полномочий по проведению референдума о независимости.
Предполагается, что Даунинг-стрит может установить временные рамки для проведения референдума, и не исключено, что он состоится в ближайшие полтора года.
Шотландцев спросят, хотят ли они оставаться в составе Великобритании, однако вопрос о большей автономии затронут не будет.
Шотландское правительство заявляет, что самостоятельно примет решение о сроках и форме проведения референдума.
Расширение полномочий или полный суверенитет?
После победы на выборах Шотландская национальная партия пообещала провести референдум во второй половине срока своего правления, и предпочтение отдается 2014 году.
Как ожидается, Даунинг-стрит подтвердит, что без одобрения парламента Великобритании любой результат референдума будет иметь лишь рекомендательный характер.
Политический обозреватель Би-би-си Ник Робинсон сообщает, что в кулуарах шотландские министры обсуждают возможность оказания давления на первого министра и лидера Шотландской национальной партии Алекса Салмонда, который пока не сообщил, как именно он собирается добиться независимости Шотландии.
Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что неопределенность в этом вопросе вредит экономике Шотландии.
В воскресном интервью Би-би-си премьер заявил: “Я думаю, это несправедливо для самих шотландцев, которые не знают, когда будет задан вопрос, каков будет вопрос и кто его задаст. Мне кажется, жители Шотландии достойны честных, юридически обоснованных и бесспорных решений”.
Вопрос не так прост
Однако многие в Шотландии недовольны такой позицией британского премьера. Заместитель первого министра Никола Стерджин обвинила Кэмерона в “явной попытке вмешательства” в решения, которые должны принимать шотландское правительство и шотландский народ.
“Может быть, не стоит по этому поводу так волноваться, потому что я убеждена, что чем больше правительство в Лондоне вмешивается в шотландские дела, тем большей будет поддержка идеи независимости. Речь идет о принципах демократии”, – заявила она.
По ее словам, Шотландская национальная партия предпочла бы провести референдум, вопрос которого был бы сформулирован проще и требовал бы простого ответа “да” или “нет”.
Однако правительство и партия должны учитывать мнение значительного числа шотландцев, которые поддерживают идею финансовой независимости страны, но не желают полной политической независимости.
Все три основные политические партии Британии – консерваторы, либеральные демократы и лейбористы – выступают за сохранение Соединенного Королевства в его нынешнем составе. Однако, как указывают многие обозреватели, многие политики в Лондоне пока не осознали опасности, которая нависла над союзом.
История движения за независимость в Шотландии
Борьба за независимость Шотландии началась практически сразу после образования ее союза с Англией в 1707 году.
Одним из виднейших сторонников независимости был известный поэт Роберт Бернс, который, подобно многим своим соотечественникам, считал, что шотландские подписи под актом о создании Соединенного Королевства куплены на английское золото.
В 1934 году в результате объединения двух партий была образована Шотландская национальная партия, которая пришла к власти в результате выборов в 2007 году и закрепила свой успех в 2011 году.
Процесс автономизации начался в 1999 году, когда лейбористское правительство во главе с Тони Блэром приступило к деволюции в Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе, что означало передачу на местный уровень многих прерогатив центральной власти.
В 2007 году Шотландская национальная партия сформировала правительство в коалиции с либерал-демократами, а с 2011 года она правит в Шотландии самостоятельно.
Это позволило ей заявить о намерении осуществить положение своей программы о проведении в стране референдума по вопросу о независимости.
Хотят ли шотландцы независимости?
Все традиционные политические партии в Шотландии – местные лейбористы, либерал-демократы и консерваторы – выступают против независимости. Однако многие избиратели устали от политиков, которые десятилетиями заседали в британском парламенте в Лондоне и не заботились о статусе своей собственной страны.
Тем не менее, остается неясным, поддержат ли шотландские избиратели идею обретения полной независимости. Пока что их предпочтения делятся поровну.
В случае решения британского правительства предоставить шотландскому парламенту полномочия по проведению референдума, Холируд – так называется парламент, заседающий в Эдинбурге – сначала должен принять закон о референдуме.
Поскольку по британским законам Холируд не располагает полномочиями по объявлению односторонней независимости, положительный ответ на вопрос референдума будет означать только начало переговоров с британским правительством.
Если шотландские избиратели поддержат идею независимости значительным большинством голосов, Лондон не сможет отказать Шотландии в статусе суверенного государства.
Скорее всего, вопрос на референдуме будет сформулирован так: “Шотландский парламент должен приступить к переговорам о заключении нового соглашения с правительством Британии, основанном на предложениях, опубликованных в Белой книге [доклад шотландского правительства по вопросу о независимости], с тем, чтобы Шотландия стала суверенным и независимым государством”.
Избиратели должны будут определить свою позицию – согласия или несогласия с этим тезисом.