Для тех внимательных читателей, которые отштудировали предыдущие 7 дней: все вышеописанное было присказкой, а с этого дня начинается рассказ о главной цели нашего путешествия.
В день отъезда из Инвернесса пришлось встать неестественно рано даже для нашего и без того активного отпускного режима. Автобус со станции отправлялся в 8:45 утра. Учитывая, что дорога дальняя (более 7 часов), сборы и подход к завтраку должны были быть серьезными. Напихав в себя побольше вкусного «полного шотландского завтрака» и залившись тройной дозой кофе, некоторые из нас подхватили чемоданы и некоторых других из нас, и побежали в сторону автобусной станции.
Как и предполагалось, нас ожидал комфортабельный междугородний автобус. Поскольку билеты были куплены заранее, мы не волновались по поводу посадочных мест. Надо отметить, что люди с заранее приобретенными билетами, допускаются к посадке первыми, что логично, а следующим эшелоном на оставшиеся места запускаются другие желающие, которые могут приобрести билет у водителя. С удобством устроившись в первом ряду с лучшим обзором, некоторые из нас пробурчав что не могут спать в транспорте, немедленно погрузились в здоровый крепкий сон. Так что мне пришлось хватать впечатления за двоих. А посмотреть было на что.
Наш маршрут пролегал по довольно оживленной трассе A82, соединяющей восточное и западное побережье Шотландии. Вся эта трасса проходит вдоль Каледонского разлома, и большую часть пути некоторые из нас любовались прекрасными видами. Сначала проехали вдоль всего Лох Несса, затем Лох Уэнаган, Лох Ойх, Кин Лох, Лох Лохи, и наконец Лох Линни, на берегу которого стоит городок Форт Уильям.
Еще дома, прокладывая маршрут, я втайне лелеял надежду хоть издали повидать самую высокую вершину Шотландии – Бен Невис. Наш маршрут пролегал всего в 6,5 км от него. Но, увы, высмотреть вершину за другими внушительными горами нам не удалось.
За то мы увидели мемориал посвященный британским Коммандос. Один из самых известных военных мемориалов страны, он был воздвигнут в 1951 году. Место его расположения было выбрано не случайно, именно в горах Лохабера располагался Центр тренировки Коммандос.
После первого 2-часового автобусного этапа, мы благополучно высадились в Форт Уильяме. В деревушке (городом я бы его не назвал) проживает целых 10 000 жителей. Несмотря на это, Форт Уильям – крупнейший город на западе Хайленда. История городка берет начало в середине XVII века с форта Килмали, который был несколько раз разрушен и отстроен вновь, выдержал два штурма якобитов. Сейчас город является серьезным туристическим центром, главным образом привлекающим живописнейшими горами в пешей доступности. Здесь процветает альпинизм, горные лыжи и велосипеды, а также другие виды спорта. Например, в городе есть две команды по шинти.
Вывалившись из автобуса, мы отправились на станцию в поисках камеры хранения, поскольку путешествовали мы налегке, с 2-мя чемоданами и 2-мя рюкзаками. Железнодорожная станция находится в трех минутах ходьбы от автобусной остановки, то есть за углом. Если перед вами встанет похожая задача – советую запастись разнокалиберными монетками. Камера хранения автоматизированная, и питается только железной мелочью. За это камера выдает чеки с кодом доступа к ячейке.
Разобравшись с чемоданами, нам оставалось минут 40 на осмотр города. Сразу можно сказать, что за такое время Форт Уильям не обойти, хотя он, конечно, очень невелик. Это была пятница, и в начале центральной улицы (Миддл Стрит) развернулась небольшая ярмарка – здесь жарили еду, продавали сувениры и сладости. Двинувшись дальше, обратили внимание на церковь Св. Андрея
за аккуратной каменной оградкой и с живописной аркой входа.
На месте, где Миддл стрит переходит в Хай стрит мы наткнулись на памятник пешему туристу. Бедолага разминал уставшие ноги после спуска с гор, и созерцал залив Лох Линни.
Судя по всему, центр города здесь заканчивался, и мы бодро отправились на поиски перекуса. Любопытно, что в 11 утра это было не так уж тривиально. Кончилось всё в небольшой кафешке на три стола со свежими сэндвичами, кофе и соком. На название заведения мы внимания не обратили, а вот интерьер стоит описать отдельно.
Стены были с любовью увешаны ледорубами, лыжами, лыжными палками, вибрамами, вырезками из газет и журналов.
Возвращаясь на вокзал на вокзал, мы зашли за марками на почту, которая замаскировалась под продуктовый магазин. Стоит отметить, что вдоль центральной улицы мы приметили несколько специализированных туристических магазинов со снаряжением. Больше того, многие магазины предлагали снаряжение в аренду. Ну и конечно же обилие сувенирных магазинов, репертуар которых не особенно отличался от сувенирных лавок других крупных городов.
Мы выехали из Форта Уильяма электричкой следующей в Малай. Этот маршрут был выбран не случайно: железная дорога проходит по виадуку, хорошо знаком поклонникам Гарри Поттера – именно здесь проходил Хогвартс экспресс. В народе эта достопримечательность называется «виадук Гарри Поттера», а на самом деле – Гленфиннан (англ. – Glenfinnan, гэлик – Gleann Fhionnainn) виадук. Он же изображен на банкноте банка Шотландии в 10 фунтов.
Дальше нас ждала очередная хитрость. Судя по расписанию на сайте компании Caledonian MacBrayne,ровно через 5 минут после прихода нашего поезда в местечко Малай, из порта отчаливал паром на остров Скай. Нам нужно было за 5 минут выпрыгнуть из поезда с 2-мя чемоданами и 2-мя рюкзаками, сориентироваться на местности, летящей походкой прибыть первыми в кассы порта (нас немного удивило что в электричке почти не было свободных мест), приобрести билеты (через Интернет можно купить билеты на паром только если вы переправляетесь со своим транспортом – автомобиль, мотоцикл), и успеть вспрыгнуть на паром. В случае неудачи – следующий шанс попасть на паром предоставлялся только через несколько часов.
Мы отлично подготовились к этому спринту, и, несмотря на то, что ехали не в первом вагоне, в кассе порта мы были первыми. Возможно, нам немного помогли чемоданы – потому что когда я вышел на крейсерскую скорость с 20-килограммовым чемоданом плюс мои 100 – ревущая толпа дружелюбно уступала нам дорогу.
Тем кто последует по нашим стопам, следует учесть, что паром слабо приспособлен к погрузке с чемоданами из-за специфического трапа и обилия узких лесенок и порогов. Верхняя палуба предназначена для пассажиров с детьми и домашними животными. Несмотря на обещанные 5 минут, погрузка автотранспорта заняла заметно больше времени, хотя и проходила шустро.
На выходе из порта нас провожала пара – пожилой моряк и маленькая девочка. Скульптура выглядела неброско, но в ней хорошо чувствовалось значение.
С погодой нам чрезвычайно повезло, так что пол часа на пароме пролетели незаметно, и, даже будучи уже слегка уставшими, мы бегали по парому и наслаждались видами.
Когда пристань на Скае стала различима невооруженным глазом, мы похватали 2 чемодана и 2 рюкзака, и построились на высадку. За нами построились и другие. Однако капитан оказался хитрее, и выгрузив весь автотранспорт, отправил пассажиров через грузовой пандус.
Мы быстренько обнаружили нужный рейсовый автобус, курсирующий между Армадейлом и Портри. Здесь уже можно было расслабиться: через каких-нибудь 1,5 часа дорожные приключения на сегодня заканчивались. В лучших традициях, мы погрузились в автобус одними из первых, следом потянулись менее профессиональные туристы. Учитывая, что водитель был занят продажей билетиков и консультацией неподготовленных путешественников, мне довелось поработать грузчиком чемоданов и прочих рюкзаков. Автобус был местечковый, поэтому специальных мест для багажа почти не было, и половину автобуса занимали вольготно развалившиеся на пассажирских сидениях рюкзаки и чемоданы.
Пока мы 1,5 часа крутим головами и тыкаем пальцами в окна, самое время рассказать два слова об острове Скай. Это крупнейший и самый северный остров архипелага Внутренние Гебриды. Остров имеет богатую историю и культурное наследие, здесь сохранился национальный колорит, для большой части населения родной язык – гэльский, хотя, к сожалению, со временем, процент таких жителей уменьшается. Недавно здесь был открыт центр по изучению гэльского языка. Остров Скай – это находка для искателей нетронутой природы, здесь сохранились редкие виды животных и птиц, некоторые из которых занесены в красную книгу. Название острова происходит из древненорвежского языка и означает «земля духов». Это действительно верно, потому что большую часть времени остров скрыт в облаках и выглядит весьма таинственно. В местной горной породе находят останки жизни с мелового периода и позже.
Центром нашего базирования стал главный город острова Скай – Портри с населением 2 500 человек. За несколько месяцев планируя путешествие, мы выбрали небольшой уютный отель, и списались с хозяйкой. Мы так часто с ней советовались, что ехали в “Pink guest house” как к родственникам. В общем, с пустыми руками мы приехать никак не могли. Перед отъездом из Москвы, мы совершили марш-бросок на рынок в Измайлово, где придирчиво выбрали самую симпатичную матрёшку.
Несмотря на окончание пути, дел на сегодня было еще невпроворот. Это была середина нашего отпуска, и, как вы можете догадаться, к тому времени чистой одежды почти не осталось. Мы заранее выяснили у Фионы, хозяйки гостиницы, что буквально за углом есть прачечная, которая закрывалась через пару часов после нашего приезда. Поэтому, собрав волю в кулак, а содержимое чемоданов – переложив в мусорный мешок, мы вооружились матрёшкой и отправились за последней ориентировкой.
Фиона сильно обрадовалась матрёшке, и выдала нам подробный план и карту местности.
Прачечная оказалась на территории хостела – что-то очень похожее на советскую студенческую общагу. Заправлял всем преклонных лет дядечка за конторкой. Он любезно наменял нам мелочи – стиральные и сушильные машины питаются, как водится, монетками. Он также трижды прочитал нам лекцию по управлению всей этой стиральной техникой. Но мы убедили его провести практическое занятие. Прачечная располагается в подвале, где находится несколько стиральных и сушильных агрегатов. Стирка заняла около часа.
Это время мы с пользой провели во внутреннем дворике, продолжая подписывать понакупленные некоторыми из нас открытки. На выходе из прачечной у нас оказалось полностью выстиранное и высушенное белье – идеальный вариант для футболко-джинсового гардероба. Это был очень важный чек-поинт нашего путешествия, поскольку стирка была запланирована за несколько месяцев и количество футболок у некоторых из нас было чётко распланировано по количеству дней.
Из обязательной программы на день оставался только ужин. Вечерело, наступала горячая пора для кабаков. Мы закинули вещи в гостиницу, и выведали у Робби, мужа Фионы, где же лучшие заведения. Робби сначала пытался предлагать нам модные рестораны, но потом сознался что местные с удовольствием собираются в “The Isles Inn” – на центральной площади города. И мы без промедления двинулись туда.
Несмотря на то, что по улицам уже начали сновать туристы в поисках подходящего местечка для ужина, в “Isles Inn” почти все столики в ресторанном зале были свободны. Оголодав после долгой дороги, мы первым делом заказали мяса, предварительно уточнив у официантки достаточна ли порция чтобы наесться. Она критически нас осмотрела, и вынесла вердикт – пожалуй, хватит. Но тут некоторые из нас усмотрели в меню целого краба. Официантка сказала что можно взять краба на закуску, потому что даже одному человеку это на один зубок. Под пару кружек местного эля краб быстро кончился. Хотя для нас, привыкшим разве что к «королевским» креветкам, краб выглядел внушительным и оказался очень хорош.
А вот дальше мы развлекались основным блюдом. Это оказалась целая ягнячья нога на человека, присыпанная молодым картофелем и неизменным морковно-гороховым гарниром. Когда официантка поставила перед нами эти два тазика, она хихикнула и пожелала нам удачи. Несмотря на то что червячка мы уже заморили, ягнятина была божественной.
В отличие от России, здесь популярна не свинина, а говядина и баранина. Причем ни в одной стране я не пробовал барашка приготовленного лучше. Когда мы были на финишной кривой, официантка уточнила, всё ли нам понравилось и поиздевалась – не принести ли нам десертное меню. Но нам было уже не до сладкого. С мечтательными улыбками, мы выбрались из кабака и отправились на 100-метровую прогулку до гостиницы.
Учитывая что наш отель был гостевым домом, холла и ресепшн здесь не было, зато была общая гостиная, в которой каждый вечер собирались постояльцы – посерфить в интернете, выпить вина и просто поболтать. В этой непринужденной обстановке мы упали на мягкие диваны и начали налево-направо выкладывать в сеть фотографии. Неожиданно дверь гостиной приотворилась, в неё заглянуло небритое, немного помятое лицо. Оно буркнуло: «А кому тут машину?» Именно об этом мы сейчас и думали – ведь машину мы заказали еще выезжая из Москвы. Он благополучно вручил нам ключи и попытался скрыться. Но мы засыпали его вопросами – как следует возвращать машину. Дядя удивился и ответил – зачем возвращать? – еще же 3 дня! Затем немного подумав, предложил просто оставить её рядом с отелем с ключами в замке. Для нас это было лёгким культурным шоком.
Осмысливая это, мы побрели спать.