Под утро нас разбудило яркое солнце, под окном переговаривались рыбаки выгружающие улов. Утро выдалось ясное, день обещал быть сухим и светлым.
После завтрака мы снова прыгнули в машину и двинулись на север, к местной достопримечательности “Старик Сторр” (Old Man Storr). Сложно сказать – было ли дело в невыспатости, или в толпе бодрых пенсионеров карабкающихся энергично в гору, то ли в крутом подъеме, – но на достопримечательность мы не полезли. Посмотрели с дороги, и отправились дальше.
Дорога быстро сужалась и становилась всё более гористой. Жилых домиков становилось меньше, а окружающие холмы всё больше оккупировали бараны. Чтобы не перепутать овец, местные фермеры раскрашивают их в разные цвета разными способами.
Наш путь лежал к замку Дунтулм Касл (Duntulm Castle). Он был выстроен в XIV-XV веках, во времена когда эти земли были предметом спора между кланами МакЛаудов и МакДональдов. Известно, что в начале XVII века тан островных МакДональдов сэр Дональд МакДональд из Слита по прозвищу “Чёрный обжора” подписал с тайным советом Шотландии документ, предписывающий ему восстановить заброшенный замок Дунтулм в связи с высокой значимостью укрепления. Позже, в середине XVIII века сэр Александр МакДональд построил себе новую резиденцию в км от замка Дунтулм. Для постройки резиденции использовался камень со старого замка.
Есть местная легенда о том как из окна замка выпал сын владельца замка, находящийся на попечении кормилицы. Младенец разбился насмерть о скалы, и безутешный отец в наказание посадил няню в маленькую лодку и отправил в открытое море.
Около руин замка клан МакДональдов выстроил кэрн в честь клана МакАртуров, которые были потомственными волынщиками клана МакДональдов. В XVIII веке под руководством МакАртуров на Скае была открыта школа волынщиков недалеко от Пейнхорана.
Руины замка стоят на выдающейся в море скале. В нескольких метрах вокруг самого замка выстроен хлипкий заборчик с предостережением о том что скала нестабильна и предупреждениями не перелезать через забор. Хотя туристов это не останавливает – при нас пара смельчаков перемахнула через забор и отправились бродить по развалинам. В хорошую погоду отсюда открываются превосходные виды.
Налюбовавшись, мы двинулись дальше по побережью. Из-за очередного поворота выглянул указатель Музея островной жизни. Конечно же, такое мы пропустить не могли. Тем более что музей был стратегической точкой маршрута: там были туалеты и сувенирная лавка, а время приближалось к обеду. Посещение музея платное, но билеты продаются в одном из домиков на территории музея, на который есть указатель при входе. Множество туристов не давали покоя единственному хранителю музея, который по совместительству торговал сувенирами в лавке. Служитель был весьма приклонного возраста, и натиск туристов сдерживал с трудом и стойко.
Музей представляет из себя несколько домов в том виде в котором они строились с давних порт – прямоугольный фундамент примерно 3Х5 метров, каменные стены, тростниковая крыша с накинутой на неё сетью, укреплённой от ветра камнями. Окошек почти нет, низкие двери, – нужно быть осторожным. В каждом из домиков отдельная экспозиция – фотографии, документы, монеты, домашняя утварь и одежда, орудия труда. Несмотря на то что в наши обязательные планы этот музей не входил, очень рекомендуем не обходить его стороной.
Особой популярностью у туристов пользовались туалеты, стоящие в 50 метрах от музея. Удобства бесплатные, но на выходе стоит корзинка с просьбой пожертвовать любую сумму на поддержание этого места в порядке. Мало кто обходил эту корзинку стороной.
К сожалению, при музее нет кафе, поэтому нас спасли предусмотрительно припасённые бутерброды. Устроившись на зелёном пригорке в 10 метрах от стоянки, мы с удовольствием умяли сэндвичи, наслаждаясь видом на море.
После краткого перекуса, мы направились к замку Дунвеган. Хорошо что нас было двое – некоторые из нас рулили, а другие – вертели головой и щёлкали фотоаппаратом.
По дороге нам повстречалась парочка голосующих студентов. И мы остановились. Ребята рассказали нам страшную историю о том как они пропустили последний автобус до Дунвегана (это было в 5 часов вечера), где работают волонтёрами. Конечно же, мы не могли бросить их на дороге и взяли с собой.
Дунвеган – старейший из постоянно обитаемых замков Шотландии, более 800 лет в нём живут таны клана МакЛауд. Построенный для обороны, он был открыт для посещений только в 1933 году. За время своего существования, замок принимал таких гостей как сэр Вальтер Скотт, доктор Джонсон, её Величество королева Елизавета II, и император Японии Акихито.
К замку прилегают многоярусные пышные сады на 5 акрах земли. Как и в большинстве замковых садов, здесь имеются несколько грядок овощей для местной кухни.
На замок открывается красивый вид с залива Дунвеган,
по которому желающие могут отправиться в круиз на поиски морских котиков и прочей местной живности.
Хочется привлечь внимание к местной сувенирной лавке, которая находится у причала – здесь найдётся множество оригинальных сувениров и подарков. Территория замка и садов внушительная, на осмотр всего понадобится два-три часа.
В маленьком городке по дороге мы заправились и пообедали. На супчик завернули в придорожный bed&breakfast. Не уверен, что кухня была открыта, да и других посетителей не было видно, – но нас радушно приняли и покормили, и даже напоили чаем.
День клонился к вечеру, а планов было громадьё – замок Дунрингилл и пещеры, в которых скрывался принц Чарльз. Погода начинала портиться. К стыду своему, до последних двух достопримечательностей мы так и не добрались. Зато по дороге встретили живописную заброшенную церковь с прилегающим к ней кладбищем. Это местечко называлось Стратайрд (Strathaird Peninsula). На сегодняшний день это поселение заброшено.
Пропуская стада бредущих по дороге коров, мы немного постояли в пробках. Дорога петляла то по горам, то в облаках. Местные дороги обычно пустынны, шириной в единственную полосу, так что разъехаться двум автомобилям бывает невозможно. На этот случай довольно часто встречаются карманы по обе стороны дороги. Водители не только уступают дорогу, но и приветствуют друг друга при встрече. На второй день эта привычка пристала и к нам.
В конце концов мы сломались, и повернули в сторону Портри. Как показала практика, решение оказалось своевременным, потому что забрались мы далеко, обратный путь оказался долгим, да и погода окончательно испортилась.
Подъезжая к Портри, мы были удивлены – в плотном покрове туч ровно над городом зияла дырка, через которую вовсю шпарило солнце, радостно освещая весь Портри, но не более.
Чтобы компенсировать недосмотренные памятные места, после сытного ужина мы отправились на прогулку по Портри. Местные жители нашли оригинальное применение британской красной телефонной будке – и, как в чулан, напихали в неё всякой рухляди – ящики, весло, старую одежду, и прочее барахло.
Прогуливаясь по пристани, мы заметили кошку, которая аккуратно пробралась к линии воды и чем-то там занималась.
При ближайшем рассмотрении, выяснилось что после отлива весь берег остался покрыт толстым слоем розового шевелящегося криля. Живность пыталась упрыгать домой, а кошка урвать побольше еды.
Это был последний день аренды машины, мы оставили её, как уговаривались, во дворе, с ключами в замке. Подведя итоги двух дней разъездов, мы убедились что это была отличная идея, – общественный транспорт нам не позволил бы успеть так много.
One reply on “Записки путешественника: остров Скай, день 2.”
Очень понравился замок Дунвеган, вот бы комнату в нем снять)). А для передвижения по Шотландии водительские права нужно международные оформлять или как?